Датой основания Омской общины баптистов традиционно считается 1 июня 1897г. (по старому стилю). В тот радостный день, в праздник Святой Троицы, служитель Андрей Леонтьевич Евстратенко, живший тогда на Кубани и посетивший Омск с кратким визитом, крестил в Иртыше троих верующих, незадолго до этого сосланных в Сибирь за свои религиозные («штундистские») убеждения.
Первые служители Омской общины баптистов
Начиная с 1898 года Омская община быстро росла и укреплялась. Это происходило как за счёт переселенцев, прибывающих в Омск из европейской части России, так и уверовавших местных жителей.
До 1907 года собрания Омской общины баптистов проходили на окраине города, на Слободском выгоне, возле ветряных мельниц (некоторые верующие были мельниками), а также в 1905-1906 гг. для богослужебных собраний арендовалось помещение в депо Вольного пожарного общества (возле Казачьего рынка). Религиозная свобода, обретенная в годы первой русской революции, позволила омским верующим построить собственный молитвенный дом.
Переезд в Сибирь служителя Русского союза баптистов Гавриила Ивановича Мазаева, человека состоятельного и жертвенного, помог омским верующим в короткий срок возвести прекрасное здание на берегу Оми.
Освящение молитвенного дома состоялось 14 октября 1907г. «Отныне мы стали твёрдой ногой на берегу Иртыша и, подобно Ермаку, начнём вторичное покорение Сибири», — сказал тогда Мазаев.
Слева: оттиск первой печати Омского прихода баптистов (1909)
27 Апреля 1909 г. Омская община была легализована
С 1909 г. Омским баптистам разрешили самостоятельно вести метрически книги. Если раньше браки «штундистов» часто не признавались, а их дети считались незаконнорожденными, были лишены возможности учиться, официально наследовать имущество родителей и т.д., то теперь эта старая проблема снималась.
Большим событием стала 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка, проходившая в Омске в 1911 г. В списке лиц, отмеченных тогда высокими наградами, присутствовали сразу несколько представителей молоканско-баптистских хозяйств. Овцы и крупный рогатый скот Г.И.Мазаева и семьи Подковыровых заслужили множество медалей.
В эти годы баптисты в Омске и прилегающих к нему селениях занимались хозяйственной деятельностью. Они мололи зерно на мельницах, занимались мучной и бакалейной торговлей, гужевым извозом, содержали постоялые дворы, работали строителями, кузнецами, портными. Среди них были даже пароходовладельцы — Иван и Иосиф Сеничкины.
В годы 1-й мировой войны многие омские христиане-баптисты были призваны на службу. В общине регулярно собирались денежные пожертвования для нужд армии, а также «вдовам и солдаткам». Верующие девушки лечили раненых в лазаретах, шили белье для воинов, отправляли на фронт посылки и т.д. Некоторые члены Омской общины ходатайствовали перед начальством об использовании их в качестве военных санитаров. При этом искренность своих религиозных убеждений и смелость они многократно доказывали, вынося раненых с поля боя под огнем противника.
По решению властей Омский молитвенный дом баптистов был закрыт с Апреля 1916 г. по Июнь 1917 г.
Тем не менее весной 1916 г. молитвенные дома баптистов в Омске и Омском уезде власти закрыли, используя их для различных нужд военного времени.
К протестантам в то время относились как к представителям «немецкой веры».
Две группы омских христиан- баптистов в 1916 – 1917 гг. Общее число верующих в Омске и его пригородах в то время превысило уже 1000 человек.
Февральская революция 1917г. принесла религиозную свободу гражданам России.
В 1917-1920 гг. у омских баптистов был свой приют для сирот в Куломзино, на левом берегу Иртыша
Сиротский приют был открыт в ноябре 1917г. В нём имелись: просторный зал, две спальни, кухня, столовая, помещение для воспитателей и прислуги, хоз. постройки. Приют был рассчитан на 35 детей и 7 человек обслуги. Дети, оставшиеся без родителей, были в основном из верующих семей, из Сибири. Несколько малышей прибыли в 1918 г. из голодавшего Петрограда. Советская власть отняла приют в 1920 г. и расформировала его.
Служители Омской общины (сверху вниз):
Александр Спиридонович и Варвара Ивановна Ананьины
Роберт Андреевич и Татьяна Ивановна Фетлер
Тихон Васильевич Стельмахов (пресвитер в 1915-1917 гг.)
Кузьма Петрович Голубев (пресвитер евангельских христиан)
В период правления А.В. Колчака, в феврале1919 г., несмотря на официальное провозглашение в Сибири свободы вероисповедания, молитвенный дом в Омске был вновь отнят под нужды военных, и в нем расположился штаб одного из воинских подразделений. Омские баптисты подали жалобу адмиралу Колчаку, и здание с официальными извинениями в июне 1919 г. вернули законным хозяевам.
В целом, до ноября 1919 г. (падения режима А.В. Колчака) омские баптисты не испытывали существенных ограничений в своей религиозной жизни. Получив формальное разрешение, они проводили съезды, проповедовали, совершали крещения, свободно передвигались по Сибири и даже издавали в Омске духовные книги и собственный журнал.
Некоторые издания омских баптистов в 1919 г.
Первые мученики Центральной Омской Церкви
Сразу после утверждения Советской власти в Сибири, в 1920-1921 гг., десятки членов баптистских общин Омска и Омского уезда были репрессированы, причем многие из них расстреляны. Верующих людей обвиняли в укрывательстве врагов Советской власти, тайной поддержке контрреволюционных организаций и т.д. Особенно много членов общин невинно пострадало во время Западно – Сибирского (Ишимского) крестьянского восстания в 1921 г.
Среди расстрелянных в 1921 г. были служители и проповедники Сибирского союза баптистов: Прокофий Евгеньевич Евсюков (член правления Союза), Андрей Андреевич Евстратенко (благовестник Союза, сын Андрея Леонтьевича Евстратенко), Иван Филиппович Курбатов (проповедник Омской общины) и многие другие. Сохранилось свидетельство очевидца: в марте 1921 г., возле Исилькуля, когда Евсюкова вместе с группой братьев раздетыми и босыми вели на расстрел, Прокофий Евгеньевич запел гимн «Вот путники к родине славной идут».
В первой половине 1920-х годов в Омске прошли громкие антирелигиозные кампании, с митингами и шествиями комсомольцев вблизи церквей и молитвенных домов, с глумлениями над священнослужителями и чувствами верующих.
По замыслу организаторов этих сомнительных мероприятий, люди охотнее примут социализм, если вместо религиозных представлений о мире у них пробудится новая вера – в коммунизм. В этот трудный период власти дважды временно закрывали молитвенный дом христиан-баптистов в Омске.
Слева направо, сидят: Сергей Петрович Фадюхин, Иван Евгеньевич Кондратьев, Михаил Федорович Еропкин;
стоят: Александр Алексеевич Кондрашов, Яков Николаевич Кононов
Рост Омской общины продолжался до конца 1920-х годов. Журнал «Баптист» незадолго до своего закрытия опубликовал следующее «Письмо из Омска»: «19 февраля 1928 года у нас был торжественный день, – в здание церкви было вложено 28 живых камней». Крещение было совершено в баптистерии, при громадном стечении народа снова подтверждалась верность Христова Евангелия. Во время крещения обратилось ещё 12 душ».
На 22-м Всесибирском съезде баптистов в Омске в июне 1927 г. немецкие общины вошли в Сибирский союз русских баптистов на правах немецкой секции.
1-й ряд: Александр Алексеевич Кондрашов (Омск), Иван Евгеньевич Кондратьев (Омск);
2-й ряд: Афанасий Харлампиевич Воропаев (Усово), Михаил Ильич Голяев (Москва), Василий Прокофьевич Степанов (Пески, Тамб. губ.), Александр Спиридонович Ананьин (Омск), Иван Фомич Коблов (Беловское, Калачинский р-н), Яков Игнатьевич Кравченко (Ново-Омск);
3-й ряд: Федор Игнатьевич Кикоть (Славгород), Егор Андреевич Фастовец (Юрьевка, Омский округ), Никита Емельянович Якименко (Славянка, Омский округ), Парамон Митрофанович Гурьев (Новосергеевка, Омский округ), Петр Сергеевич Фадин (Ново-Омск), Тихон Васильевич Стельмахов (Омск)
В 1929-1931 гг. сотни семей евангельских верующих, проживавших в селах Омского Прииртышья, пострадали от насильственной коллективизации, раскулачивания и высылки на спецпоселения (Нарымский край, север Тарского района и т.д.). При этом терпели лишения не только взрослые, но и дети, многие из которых не выжили на спецпоселениях в суровых климатических условиях, при скудном питании.
В этот период десятки сельских молитвенных домов баптистов вблизи Омска были превращены в различные советские учреждения. В мае 1935 г. центральный молитвенный дом в Омске в очередной раз был отнят у городской общины, и уже надолго: до конца 1980-х гг. помещение находилось в ведении милиции. Сначала там размещался кавалерийский дивизион УВД облисполкома, а затем Куйбышевский райотдел милиции.
Последние пресвитеры 1930-х годов
Иван Евгеньевич Кондратьев (1894-1937), пресвитер Городской общины в 1928-1932 гг.
Максим Демьянович Савва (1879-1941), пресвитер Городской общины в 1932-1935 гг.
Никита Леонтьевич Чистяков (1883-1938), пресвитер общины в Ленинске-Омском
Петр Семенович Степаненко (1889-1938), пресвитер евангельских христиан в г. Омске
В 1930-е года необоснованным политическим репрессиям подверглись более пятисот членов евангельско-баптистских общин города Омска и Омской области, многие из которых были расстреляны или умерли в заключении. Среди них служители: Г. И. Мазаев, А.С. Ананьин, И.Е. Кондратьев, Н.Л. Чистяков, А.И. Малаховский, И.М. Кукоба и многие др. Работа над мартирологом продолжается.
Всё для ПОБЕДЫ
В годы Великой Отечественной войны многие омские христиане-баптисты были призваны на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Десятки из них получили правительственные награды. Тогда же советская власть смягчила свое отношение к религии.
В 1944 г. богослужения омских баптистов, объединившихся в то время с евангельскими христианами, возобновились. В 1945 г. Омская община ЕХБ получила государственную регистрацию. Количество членов только городской церкви быстро превысило тысячу человек.
Пресвитером общины в то время был Петр Аникиевич Саяпин. Для баптистов в городе нашлось лишь подсобное помещение возле психолечебницы по улице Омской. «Пусть так», — говорили в те дни верующие, — мы безумны Христа ради!»
Однако уже в августе 1949 г. решением исполкома облсовета Омская церковь ЕХБ была снята с регистрации – за нарушение законодательства о религиозных культах.
Одновременно верующих изгнали с территории «советской психолечебницы». Власти были недовольны быстрым ростом общины и особенно публичными крещениями молодежи.
Петр Аникиевич Саяпин (1892-1955), пресвитер Омской общины в 1945-1950 годы, узник за веру в 1950-1954 гг.
В 1949-1963 гг. общие собрания омских баптистов находились под официальным запретом и потому проводились небольшими группами по частным домам. Всего тогда насчитывалось около 15 групп, каждая из которых имела несколько мест для собраний (всего более 50 адресов).
Наиболее часто верующие в тот период собирались в домах: Мартына Парфеновича и Серафимы Михайловны Потапенко (ул. Березовского, 41), Ивана Герасимовича Морозова (ул. 11-я Ремесленная, 48), Михаила Карповича Хорощенко (ул.12-я Марьяновская, 94) и др. В те годы, верующие подвергались бесконечным преследованиям со стороны властей, желавших вовсе запретить любое общение христиан.
Вера в Бога в СССР обычно рассматривалась как пережиток прошлого. Люди с религиозными убеждениями часто упоминались в одном ряду с уголовными преступниками. Однако необыкновенно большое количество жителей Омска и Омской области продолжало исповедовать евангельскую веру, и это делало для властей затруднительным силовое решение проблемы.
Верующие люди были хорошими работниками, ценившимися на советских предприятиях, вместе с тем они тайно собирались по домам, чтобы читать Библию и молиться. И вот в 1964 г. власти пошли на уступки, вынужденно разрешив омским баптистам вновь зарегистрировать свою общину и приобрести молитвенный дом.
В 1964 г. произошло разделение Омских баптистов
Хотя большинство верующих с радостью восприняли это решение, несколько десятков из них к тому времени полностью разуверились в советской власти и не захотели легализовывать свою группу. Так, в 1964 г. произошло болезненное разделение омских баптистов на «регистрированных» и «отделённых».
Первые богослужения в молитвенном доме на 12-й Марьяновской, 83. Проповедует пресвитер Василий Маркович Подвальников (1964 г.)
Членами Омской церкви ЕХБ всегда были не только русские, но и украинцы, немцы, латыши, поляки, армяне, цыгане, казахи и представители других национальностей. Это свидетельствует об интернациональном характере христианской Церкви, частью которой также являются евангельско-баптистские общины.
После регистрации Омской церкви ЕХБ в 1960-е и 1970-е гг. в ней избирались и несли пресвитерское служение: Василий Маркович Подвальников, Николай Александрович Кондрашов и Кузьма Гаврилович Хромов. В этот период Омская община ЕХБ, к сожалению, не имела полного мира среди своих членов…
В брежневские годы государство проводило в целом более мягкую политику в отношении религиозных объединений в СССР. Однако в Омске гонения на верующих не прекращались: товарищеские суды, штрафы, увольнения с работы за религиозные убеждения, давление на служителей церкви, избиение юношей, швыряние камней в окна домов, где пели христиане…
«Омская правда» регулярно публиковала клеветнические статьи о баптистах, за что верующие стали именовать её «Омской неправдой» …
В это непростое время на пресвитерское служение из Тары в Омск был приглашен Кирилл Александрович Сипко, тоже немало претерпевший от советской власти.
В нашу страну пришла долгожданная свобода
Преследование христиан прекратились в 1985-1986 гг. с началом политики гласности и перестройки в СССР. В 1988 году советское руководство уже приветствовало пышное празднование тысячелетнего юбилея крещения Руси.
Омские верующие видели в этом удивительном событии ответ и на свои молитвы. Пришло время широкой проповеди Евангелия в ещё недавно богоборческой, враждебной к христианству стране.
Празднование 90-летнего юбилея Омской церкви евангельских христиан- баптистов, 28 июня 1987 года.
Омские верующие никогда не забывали свой старый молитвенный дом на берегу Оми.
С началом перестройки стали молиться о возвращении здания, построенного Г.И. Мазаевым.
Собрав необходимые архивные документы, пресвитер Кирилл Александрович Сипко неустанно ходатайствовал перед властями. И 19 декабря 1989 г. исполком Омского областного совета народных депутатов восстановил историческую справедливость: здание верующим вернули.
Реставрация молитвенного дома в 1990-1991 гг. и его освящение 12 Января 1992 г.
В первой половине 1990-х годов, в период духовного пробуждения в России, Омск, близкий к географическому центру огромной страны, привлекал к себе внимание известных во всем мире служителей. Во время евангелизационных собраний в те годы к Богу обратились сотни людей. Как гласит христианская мудрость: «Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения…»
Местная Религиозная Организация Центральная Омская Церковь Евангельских Христиан-баптистов использует cookies (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации страниц и удобства пользователей. Центральная Омская Церковь серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.