Confidentiality / Legal

В начале XX века в Российской империи было одно из самых либеральных религиозных законодательств в мире. Как и в Великобритании, Швеции, Дании и других странах, в России существовала государственная религия – Православие. Но другие конфессии обладали юридическими и финансовыми правами. По императорскому указу от 17 апреля 1905 года значительно расширились права старообрядцев, католиков, мусульман, буддистов и сектантов, были сняты запреты для перехода из одного вероисповедания в другое. Только ситуация военного времени (с 1914 года) внесла коррективы в отношении ужесточения контроля за баптистами, что было связано с их тесными связями с Германией и пацифистской деятельностью. Временное правительство сделало несколько решительных шагов в сторону неконфессионального государства.

Количество приверженцев различных направлений протестантизма в Сибири и Средней Азии непрерывно увеличивалось. Наибольшее их число проживало в Акмолинской области и в губерниях Томской, Енисейской и Тобольской. В 1911 году представители протестантизма составляли: 2195 реформаторов, 7543 баптистов, 422 меннонита, 270 адвентистов в Акмолинской области, 4600 меннонитов в Томской губернии.

Большая часть их проживала в сельской местности. Мы расскажем только об омском Молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, так как их в Омске было больше других протестантов. Например, в начале 1910–х годов в Слобод­ском форштадте, на территории прихода церкви во имя святой мученицы Параскевы было 54 баптиста и 31 молоканин. А в Атаманском хуторе, на территории храма во имя святого и чудотворца Николая Мирликийского проживало 190 баптистов.

К истории создания молитвенного дома старейшей в Сибири Омской общины евангельских христиан-баптистов обращались автор статьи и историк И. В. Черказьянова в докладе «Молитвенный дом Омской общины евангельских христиан–баптистов» в 1995 году на конференции «Памятники истории и культуры Сибири».

Община евангельских христиан-баптистов была создана 6 января 1897 года. На сибирском съезде баптистов, проходившем в Омске в июле 1907 года, был организован Сибирский отдел Всероссийского Союза баптистов, руководителем которого избрали Г. И. Мазаева (1858–1937). Тогда и было принято решение о строительстве молитвенного дома в Омске, вместимостью 2500 человек. В попечительный совет вошли: Г. И. Мазаев, А. Л. Евстратенко, С. П. Гурова, И. В. Сеничкина, Я. М. Чернозубова, Г. С. Прокудина. Прямоугольный в плане, с двумя ярусами окон, краснокирпичный дом возвели к октябрю 1907 года на высоком берегу Омки в начале Сажинской улицы (ул. Пушкина, 7/ Звездова, 1).

4 апреля 1916 года Омская община баптистов была закрыта решением Акмолинского областного правления. Поводом послужило то, что в молитвенном доме продавались книги, изданные в Германии.

В мартовских событиях 1917 года, связанных с Февраль­ской революцией, омские баптисты приняли участие в празд­новании «гражданских свобод». В Омске они состоялись 10 марта 1917 года, как «народный праздник». Само торжество состоялось на площади Успенского кафедрального собора, куда прибыли крестные ходы из всех омских церквей, затем в соборе была отслужена литургия. После того, как крестный ход вернулся в собор, на площади выступили со своим словом и молитвами представители баптистов, католиков, иудеев и был произведен парад войскам. Таким образом, в этих местных событиях не только не обнаружилась конфронтация, но и было продемонстрировано общее стремление к согласию и веротерпимости, особенно необходимым в тревожное время общественных перемен.


Евангельские христиане-баптисты в советский период

До 1928 года протестанты пользовались поддержкой государства. В Омской области это подтверждается статистическими данными начала 1924 года. Так в Тарском округе было учтено общин: 26 православных, 12 старообрядческих, 11 евангелических, 2 магометанских, 4 поморцев и несколько разных групп. По этим данным мы видим, что резко возросло число старообрядческих приходов – 12, появилось 11 евангелических общин на территории, где традиционно господствовало православие. В Калачинском уезде количество общин различных конфессий значительно превысило число православных (32 и 1 старообрядцев): 4 евангельских христиан, 10 лютеран, 28 баптистов, 1 еврей, 5 магометан, 3 католиков, 1 адвентист, 1 меннонит – всего 86 общин. Подобная ситуация была и в Татарском уезде: 68 православных, 10 старообрядцев, 22 евангельских христиан, 7 лютеран, 51 баптистов, 1 еврей, 8 магометан, 8 католиков, 4 адвентистов, 2 меннонитов – всего 194 общины. В Омском уезде было общин: 2 евангельских христиан, 5 лютеран, 67 баптистов, (в апреле и мае добавилось 1 магометан, 8 молокан) – всего 74 общины. Всего было зарегистрировано 413 общин, не учитывая Славгород­ского уезда, входившего в Омскую область.

В 1949 году в Омске существовала баптистская община около 1000 человек, но молитвенные собрания она проводила в частных зданиях, так как ей было отказано в предоставлении здания.

1958–1964 годы – новая антирелигиозная волна. По всем городам и селам СССР прошло массовое закрытие церквей, сопровождавшееся поруганием религиозных чувств верующего населения. К 1965 году две трети всех православных храмов, пять из восьми семинарий и множество монастырей были закрыты. Но в Сибири эта волна была не столь ощутима, так как количество храмов здесь было минимальным. Репрессии коснулись в основном баптистов и других протестантских объединений.

Омская область в посттоталитарный период стала первой, где храмы стали передаваться в собственность верующих. Первым вернули молитвенный дом баптистов, закрепив его за общиной ЕХБ.


Молитвенный дом баптистов в советский период

Молитвенный дом Омской общины евангельских христиан-баптистов, являвшийся центром баптистского движения в Сибири, с первых дней Советской власти становится очагом миссионерской деятельности баптистов.

В публикации И. В. Черказьяновой говорится, что в период гражданской войны дом был реквизирован под конюшни, но документы подтверждающие эту информацию мне найти не удалось. Напротив, есть документ от 21 сентября 1920 г., хранящийся в Государственном архиве Омской области: «О передаче Чрезвычайной Жилищной Комиссии помещения в д. № 1 по Омской ул., занятого Молитвенным домом баптистов». Своеобразие использования здания было связано с существованием в нем в 1920-е годы двух общин – свободных баптистов и союзных баптистов.

Так, в 1925 году в Омске состоялось важное событие в здании на Мясницкой, 1. Здесь прошел краевой съезд баптистов и евангельских христиан. Это был объединительный съезд, он решил положительно вопрос о воинской службе. Это была большая уступка новой власти, однако это ничуть не зачлось позже, когда развернулись массовые репрессии.

Община баптистов в 1926–м году состояла из 186 человек, в 1927–м – 198, в 1928–м – 229. Председателем общины в бывшем «Мазаевском» доме был Кондратьев.

Вскоре в стране был запрещен союз баптистов и евангелистов, закрыты журналы, ликвидированы артели.

Молитвенный дом был закрыт в середине 1930–х годов, многие верующие были осуждены по статье 58 УК.

Профессором В. В. Самосудовым были выявлены граждане, осужденные в 1937–1938 гг. по политическим делам. Среди них мы отыскали значительное число баптистских проповедников и верующих – баптистов. По протоколу № 2 от 15 августа 1937 года Особой тройкой НКВД по Любинскому району выделяется группа баптистов. К расстрелу приговорены: Мерк Петр Петрович (рожд. 1860 г.), Крузе Андрей Христофорович (рожд. 1868 г.), Горн Петр Николаевич (рожд. 1868 г.), Раиц Андрей Андреевич (рожд. 1873 г.). По протоколу № 3 от 17 августа 1937 г. С № 136 по № 146 названы обвиняемые по Марьяновскому району. К расстрелу приговорены 8 человек. Среди них – члены баптистской секты. Маслову Федору Александровичу (рожд. 1875 г.) предъявлено обвинение в том, что установил связи с к.р. баптистскими группами Омска (расстрелян). По протоколу № 4 от 23 августа 1937 г. к расстрелу приговорены баптисты: Винс Петр Яковлевич, Мартыненко Антон Павлович, Масленок Петр Игнатьевич. Снова группа баптистов. Из 4 членов группы к расстрелу приговорены трое. Затем приговорен к высшей мере наказания проповедник Попов Павел Платонович, 1881 года рождения, который обвинялся в контрреволюционной агитации за отказ от воинской службы и др. Из членов баптистской общины к расстрелу приговорены – Рогов Василий Иванович (рожд. 1867 г.) и Кулагин Митрофан Филиппович (рожд. 1884 г.). По протоколу № 7 от 27 августа 1937 г. по Марьяновскому району приговор вынесен членам баптистской общины: к расстрелу приговорены Терехов Климентий Савельевич, Корбутов Мартемьян Павлович, Сиволобов Феодосий Леонтьевич. По протоколу № 9 от 31 августа 1937 года рассмотрены дела по Исилькульскому району. В колхозе «Нацмен» арестована группа крестьян в количестве 8 человек: все приговорены к расстрелу. Среди них – баптист­ский проповедник Янцен Иван Яковлевич (рожд. 1865 года). Далее, баптист-проповедник Гофман Александр Давыдович (1874 года рожд.), который был раскулачен, сослан, бежал, раздавал листовки – приговорен к высшей мере наказания. По протоколу № 10 от 2 сентября 1937 г. обвиняемых – 429, к расстрелу приговорены – 317 человек. Начинается протокол делами по Марьяновскому району с № 1 по № 28: к расстрелу приговорены 26 человек. Среди них – члены общины баптистов: Нестеренко Иван Данилович (рожд. 1860 г.), Костылев Иван Анисимович (рожд. 1864 г.), Мельников Степан Федорович (рожд. 1870 г.) и др.

Только в 1942 году возобновилась в стране организованная деятельность этого союза.

В доме, разделенном на два этажа, разместили Куйбышевский райотдел милиции.

Здание по улице Звездова, д. 1 поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры от 25.05.1989 решением Омского облисполкома. Оно было возвращено общине в декабре 1989 г. постановлением Омского облисполкома. Вскоре здание было отреставрировано. Теперь оно представляет собой двухсветный зал с галереей и своеобразным перекрытием потолка. Торжественное открытие молитвенного дома произошло 12 января 1992 г.

Сейчас здание-памятник выглядит довольно оригинально, так как его традиционный для рубежа краснокирпичный фасад, выполненный в функциональном стиле, раскрашен в красно-желтой гамме (каждый кирпичик с переходом одного цвета в другой). Вокруг здания – фигурная металлическая решетка.

Источник: www.omsktime.ru