История Центральной Омской Церкви

История Центральной Омской церкви ЕХБ

Основание

Датой основания Омской общины баптистов традиционно считается 1 июня 1897г. (по старому стилю). В тот радостный день, в праздник Святой Троицы, служитель Андрей Леонтьевич Евстратенко, живший тогда на Кубани и посетивший Омск с кратким визитом, крестил в Иртыше троих верующих, незадолго до этого сосланных в Сибирь за свои религиозные («штундистские») убеждения.

История Центральной Омской Церкви ЕХБ. Омская крепость со стороны р. Иртыш
Омская крепость со стороны р. Иртыш

Первые служители Омской общины баптистов

Андрей Леонтьевич Евстратенко (1866–1921)
Андрей Леонтьевич Евстратенко (1866–1921)
Аким Андреевич Романтеев (1865–1931)
Аким Андреевич Романтеев (1865–1931)
Яков Михайлович Чернозубов (1877– ок.1943)
Яков Михайлович Чернозубов (1877– ок.1943)
Кирилл Гордеевич Горбачев (1868–1919)
Кирилл Гордеевич Горбачев (1868–1919)
Омск

Начиная с 1898 года Омская община быстро росла и укреплялась. Это происходило как за счёт переселенцев, прибывающих в Омск из европейской части России, так и уверовавших местных жителей.

До 1907 года собрания Омской общины баптистов проходили на окраине города, на Слободском выгоне, возле ветряных мельниц (некоторые верующие были мельниками), а также в 1905-1906 гг. для богослужебных собраний арендовалось помещение в депо Вольного пожарного общества (возле Казачьего рынка). Религиозная свобода, обретенная в годы первой русской революции, позволила омским верующим построить собственный молитвенный дом.

Омск. Ветряные мельницы
Гавриил Иванович Мазаев (1858 - ок.1937)
Гавриил Иванович Мазаев (1858 - ок.1937)

Переезд в Сибирь служителя Русского союза баптистов Гавриила Ивановича Мазаева, человека состоятельного и жертвенного, помог омским верующим в короткий срок возвести прекрасное здание на берегу Оми. 

Освящение молитвенного дома состоялось 14 октября 1907г. «Отныне мы стали твёрдой ногой на берегу Иртыша и, подобно Ермаку, начнём вторичное покорение Сибири», — сказал тогда Мазаев.

Дом Молитвы Омской общины
Дом Молитвы Омской общины
Первые издания Вероучения и сборника евангельских гимнов «Гусли»
Первые издания Вероучения и сборника евангельских гимнов «Гусли»
Крещение в Минусинске в 1907 г., совершенное служителями Омской общины баптистов
Крещение в Минусинске в 1907 г., совершенное служителями Омской общины баптистов
Филипп Фёдорович Рейнгардт, пресвитер Омской общины в 1908-1915гг.
Филипп Фёдорович Рейнгардт, пресвитер Омской общины в 1908-1915гг.

Слева: оттиск первой печати Омского прихода баптистов (1909)

Образец удостоверения благовестника от Омской общины баптистов (1909)
Образец удостоверения благовестника от Омской общины баптистов (1909)

27 Апреля 1909 г. Омская община была легализована

С 1909 г. Омским баптистам разрешили самостоятельно вести метрически книги. Если раньше браки «штундистов» часто не признавались, а их дети считались незаконнорожденными, были лишены возможности учиться, официально наследовать имущество родителей и т.д., то теперь эта старая проблема снималась.

1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка, проходившая в Омске в 1911 г.

Большим событием стала 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка, проходившая в Омске в 1911 г. В списке лиц, отмеченных тогда высокими наградами, присутствовали сразу несколько представителей молоканско-баптистских хозяйств. Овцы и крупный рогатый скот Г.И.Мазаева и семьи Подковыровых заслужили множество медалей.

Пристань на Оми. Дореволюционная открытка
Пристань на Оми. Дореволюционная открытка
газетная статья. История Центральной Омской Церкви

В эти годы баптисты в Омске и прилегающих к нему селениях занимались хозяйственной деятельностью. Они мололи зерно на мельницах, занимались мучной и бакалейной торговлей, гужевым извозом, содержали постоялые дворы, работали строителями, кузнецами, портными. Среди них были даже пароходовладельцы — Иван и Иосиф Сеничкины.

Юношеский кружок Евангельских христиан-баптистов в хуторе Усов, близ Омска
Юношеский кружок Евангельских христиан-баптистов в хуторе Усов, близ Омска
Оттиск печати Сибирского отдела Союза русских баптистов (Омск). Дореволюционный период . Сибирский отдел союза баптистов. Да будут все едино.
Оттиск печати Сибирского отдела Союза русских баптистов (Омск). Дореволюционный период
почтовая карточка

В годы 1-й мировой войны многие омские христиане-баптисты были призваны на службу. В общине регулярно собирались денежные пожертвования для нужд армии, а также «вдовам и солдаткам». Верующие девушки лечили раненых в лазаретах, шили белье для воинов, отправляли на фронт посылки и т.д.
Некоторые члены Омской общины ходатайствовали перед начальством об использовании их в качестве военных санитаров. При этом искренность своих религиозных убеждений и смелость они многократно доказывали, вынося раненых с поля боя под огнем противника.

 

По решению властей Омский молитвенный дом баптистов был закрыт с Апреля 1916 г. по Июнь 1917 г.

Тем не менее весной 1916 г. молитвенные дома баптистов в Омске и Омском уезде власти закрыли, используя их для различных нужд военного времени.

К протестантам в то время относились как к представителям «немецкой веры».

молитвенные дома баптистов в Омске и Омском уезде власти закрыли
группа омских христиан- баптистов в 1916 - 1917 гг.

Две группы омских христиан- баптистов в 1916 – 1917 гг.
Общее число верующих в Омске и его пригородах в то время превысило уже 1000 человек.

История Центральной Омской Церкви ЕХБ. Братская трапеза во вновь открытом молитвенном доме баптистов в Омске (1917)
Братская трапеза во вновь открытом молитвенном доме баптистов в Омске (1917)

Февральская революция 1917г. принесла религиозную свободу гражданам России.

Из христианского журнала «Гость», №7, 1917г.
Из христианского журнала «Гость», №7, 1917г.

В 1917-1920 гг. у омских баптистов был свой приют для сирот в Куломзино, на левом берегу Иртыша

Сиротский приют был открыт в ноябре 1917г. В нём имелись: просторный зал, две спальни, кухня, столовая, помещение для воспитателей и прислуги, хоз. постройки. Приют был рассчитан на 35 детей и 7 человек обслуги. Дети, оставшиеся без родителей, были в основном из верующих семей, из Сибири. Несколько малышей прибыли в 1918 г. из голодавшего Петрограда. Советская власть отняла приют в 1920 г. и расформировала его.

Состав комитета сибирского приюта. Омск
Состав комитета сибирского приюта. Омск
Служители Омской общины (сверху вниз): Александр Спиридонович и Варвара Ивановна Ананьины Роберт Андреевич и Татьяна Ивановна Фетлер Тихон Васильевич Стельмахов (пресвитер в 1915-1917 гг.) Кузьма Петрович Голубев (пресвитер евангельских христиан)

Служители Омской общины (сверху вниз):

  • Александр Спиридонович и Варвара Ивановна Ананьины
  • Роберт Андреевич и Татьяна Ивановна Фетлер
  • Тихон Васильевич Стельмахов (пресвитер в 1915-1917 гг.)
  • Кузьма Петрович Голубев (пресвитер евангельских христиан)

В период правления А.В. Колчака, в феврале 1919 г., несмотря на официальное провозглашение в Сибири свободы вероисповедания, молитвенный дом в Омске был вновь отнят под нужды военных, и в нем расположился штаб одного из воинских подразделений. Омские баптисты подали жалобу адмиралу Колчаку, и здание с официальными извинениями в июне 1919 г. вернули законным хозяевам. 

Постановление Сибирского правительства
Группа участников на курсах "Библейские Часы"

В целом, до ноября 1919 г. (падения режима А.В. Колчака) омские баптисты не испытывали существенных ограничений в своей религиозной жизни. Получив формальное разрешение, они проводили съезды, проповедовали, совершали крещения, свободно передвигались по Сибири и даже издавали в Омске духовные книги и собственный журнал.

Некоторые издания омских баптистов в 1919 г.

Некоторые издания омских баптистов в 1919 г. Голос Веры. Благовестник. Осанна. Обращение на истинный путь.

Первые мученики Центральной Омской Церкви

Ленин
Съезд Сибирского Союза Баптистов в Омске (июнь 1920 г.)

Сразу после утверждения Советской власти в Сибири, в 1920-1921 гг., десятки членов баптистских общин Омска и Омского уезда были репрессированы, причем многие из них расстреляны. Верующих людей обвиняли в укрывательстве врагов Советской власти, тайной поддержке контрреволюционных организаций и т.д. Особенно много членов общин невинно пострадало во время Западно – Сибирского (Ишимского) крестьянского восстания в 1921 г.

Евстратенко Андрей Андреевич (1888-1921)
Евстратенко Андрей Андреевич (1888-1921)
Евсюков Прокофий Евгеньевич (1863-1921)
Евсюков Прокофий Евгеньевич (1863-1921)
Курбатов Иван Филиппович (1887- 1921)
Курбатов Иван Филиппович (1887- 1921)
Расстрел. Художник Д. Шмарин
Расстрел. Художник Д. Шмарин

 Среди расстрелянных в 1921 г. были служители и проповедники Сибирского союза баптистов: Прокофий Евгеньевич Евсюков (член правления Союза), Андрей Андреевич Евстратенко (благовестник Союза, сын Андрея Леонтьевича Евстратенко), Иван Филиппович Курбатов (проповедник Омской общины) и многие другие. Сохранилось свидетельство очевидца: в марте 1921 г., возле Исилькуля, когда Евсюкова вместе с группой братьев раздетыми и босыми вели на расстрел, Прокофий Евгеньевич запел гимн «Вот путники к родине славной идут».

выписка из протокола 35
Омская городская община баптистов
Омская городская община баптистов

В первой половине 1920-х годов в Омске прошли громкие антирелигиозные кампании, с митингами и шествиями комсомольцев вблизи церквей и молитвенных домов, с глумлениями над священнослужителями и чувствами верующих. 

По замыслу организаторов этих сомнительных мероприятий, люди охотнее примут социализм, если вместо религиозных представлений о мире у них пробудится новая вера – в коммунизм. В этот трудный период власти дважды временно закрывали молитвенный дом христиан-баптистов в Омске.

Оттиск печати Омской общины христиан-баптистов, 1920-е гг.
Оттиск печати Омской общины христиан-баптистов, 1920-е гг.
Хор Омской городской общины баптистов, первая половина 1920-х гг.
Хор Омской городской общины баптистов, первая половина 1920-х гг.
«Святые прозорливцы» - типичный рисунок сектантов в советской прессе (1925)
«Святые прозорливцы» - типичный рисунок сектантов в советской прессе (1925)
Из газеты «Советская Сибирь», 24 июля 1925г. История Центральной Омской Церкви
Из газеты «Советская Сибирь», 24 июля 1925г.
Группа проповедников Омской общины баптистов, начало 1920-х гг.
Группа проповедников Омской общины баптистов, начало 1920-х гг.

Слева направо, сидят: Сергей Петрович Фадюхин, Иван Евгеньевич Кондратьев, Михаил Федорович Еропкин;

стоят: Александр Алексеевич Кондрашов, Яков Николаевич Кононов

Рост Омской общины продолжался до конца 1920-х годов. Журнал «Баптист» незадолго до своего закрытия опубликовал следующее «Письмо из Омска»: «19 февраля 1928 года у нас был торжественный день, – в здание церкви было вложено 28 живых камней». Крещение было совершено в баптистерии, при громадном стечении народа снова подтверждалась верность Христова Евангелия. Во время крещения обратилось ещё 12 душ».

На 22-м Всесибирском съезде баптистов в Омске в июне 1927 г. немецкие общины вошли в Сибирский союз русских баптистов на правах немецкой секции.

Празднование 30-летия со дня основания Омской общины баптистов, 1927 г.
Празднование 30-летия со дня основания Омской общины баптистов, 1927 г.
Ново-Омский хор Баптистов. 26.12.1922
Ново-Омский хор Баптистов. 26.12.1922
Служители Сибирского союза баптистов (вторая половина 1920-х гг.)
Служители Сибирского союза баптистов (вторая половина 1920-х гг.)

1-й ряд: Александр Алексеевич Кондрашов (Омск), Иван Евгеньевич Кондратьев (Омск);


2-й ряд: Афанасий Харлампиевич Воропаев (Усово), Михаил Ильич Голяев (Москва), Василий Прокофьевич Степанов (Пески, Тамб. губ.), Александр Спиридонович Ананьин (Омск), Иван Фомич Коблов (Беловское, Калачинский р-н), Яков Игнатьевич Кравченко (Ново-Омск);


3-й ряд: Федор Игнатьевич Кикоть (Славгород), Егор Андреевич Фастовец (Юрьевка, Омский округ), Никита Емельянович Якименко (Славянка, Омский округ), Парамон Митрофанович Гурьев (Новосергеевка, Омский округ), Петр Сергеевич Фадин (Ново-Омск), Тихон Васильевич Стельмахов (Омск)

В 1929-1931 гг. сотни семей евангельских верующих, проживавших в селах Омского Прииртышья, пострадали от насильственной коллективизации, раскулачивания и высылки на спецпоселения (Нарымский край, север Тарского района и т.д.). При этом терпели лишения не только взрослые, но и дети, многие из которых не выжили на спецпоселениях в суровых климатических условиях, при скудном питании.

В этот период десятки сельских молитвенных домов баптистов вблизи Омска были превращены в различные советские учреждения. В мае 1935 г. центральный молитвенный дом в Омске в очередной раз был отнят у городской общины, и уже надолго: до конца 1980-х гг. помещение находилось в ведении милиции. Сначала там размещался кавалерийский дивизион УВД облисполкома, а затем Куйбышевский райотдел милиции.

Пасха 1935 года. Последняя фотография Омской общины перед изъятием молитвенного дома на берегу р. Оми
Пасха 1935 года. Последняя фотография Омской общины перед изъятием молитвенного дома на берегу р. Оми
Хор Омской общины баптистов, середина 1930-х гг.
Хор Омской общины баптистов, середина 1930-х гг.
Советский плакат (1930)
Советский плакат (1930)
«Безбожник», №19, 1930 г.
«Безбожник», №19, 1930 г.

Последние пресвитеры 1930-х годов

Иван Евгеньевич Кондратьев (1894-1937), пресвитер Городской общины в 1928-1932 гг.

Иван Евгеньевич Кондратьев
(1894-1937),
пресвитер Городской общины в 1928-1932 гг.

Максим Демьянович Савва (1879-1941), пресвитер Городской общины в 1932-1935 гг.

Максим Демьянович Савва
(1879-1941),
пресвитер Городской общины в 1932-1935 гг.

Никита Леонтьевич Чистяков (1883-1938), пресвитер общины в Ленинске-Омском

Никита Леонтьевич Чистяков
(1883-1938),
пресвитер общины в Ленинске-Омском

Петр Семенович Степаненко 91889-1938), пресвитер евангельских христиан в г. Омске

Петр Семенович Степаненко
(1889-1938),
пресвитер евангельских христиан в г. Омске

В 1930-е года необоснованным политическим репрессиям подверглись более пятисот членов евангельско-баптистских общин города Омска и Омской области, многие из которых были расстреляны или умерли в заключении. Среди них служители: Г. И. Мазаев, А.С. Ананьин, И.Е. Кондратьев, Н.Л. Чистяков, А.И. Малаховский, И.М. Кукоба и многие др. Работа над мартирологом продолжается.

Иван Максимович Кукоба (1873-1937)
Иван Максимович Кукоба (1873-1937)
выписка из протокола 46 по обвинению Кукобо Ивана Максимовича — активного баптистского проповедника
выписка из протокола 46 по обвинению Кукобо Ивана Максимовича — активного баптистского проповедника
Выписка из протокола заседания тройки при управлении НКВД по Омской Области от 23 Августа 1937г. Мартыненко Антона Павловича РАССТРЕЛЯТЬ.
Выписка из протокола заседания тройки при управлении НКВД по Омской Области от 23 Августа 1937г. Мартыненко Антона Павловича РАССТРЕЛЯТЬ.
Николай Александрович Кондрашов (1905-1977), будущий пресвитер Омской церкви ЕХБ, отбыл два тюремных срока и одну ссылку за религиозные убеждения
Николай Александрович Кондрашов (1905-1977), будущий пресвитер Омской церкви ЕХБ, отбыл два тюремных срока и одну ссылку за религиозные убеждения

Всё для ПОБЕДЫ

Группа верующих Омской общины ЕХБ, 1946 г.
Группа верующих Омской общины ЕХБ, 1946 г.

В годы Великой Отечественной войны многие омские христиане-баптисты были призваны на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Десятки из них получили правительственные награды. Тогда же советская власть смягчила свое отношение к религии.

В 1944 г. богослужения омских баптистов, объединившихся в то время с евангельскими христианами, возобновились. В 1945 г. Омская община ЕХБ получила государственную регистрацию. Количество членов только городской церкви быстро превысило тысячу человек.

Пресвитером общины в то время был Петр Аникиевич Саяпин. Для баптистов в городе нашлось лишь подсобное помещение возле психолечебницы по улице Омской. «Пусть так», — говорили в те дни верующие, — мы безумны Христа ради!»

Однако уже в августе 1949 г. решением исполкома облсовета Омская церковь ЕХБ была снята с регистрации – за нарушение законодательства о религиозных культах.

Одновременно верующих изгнали с территории «советской психолечебницы». Власти были недовольны быстрым ростом общины и особенно публичными крещениями молодежи.

Хор омской общины евангельских-христиан баптистов, 1948 г.
Хор омской общины евангельских-христиан баптистов, 1948 г.
Петр Аникиевич Саяпин (1892-1955)
Петр Аникиевич Саяпин (1892-1955)

Петр Аникиевич Саяпин (1892-1955), пресвитер Омской общины в 1945-1950 годы, узник за веру в 1950-1954 гг.

 В 1949-1963 гг. общие собрания омских баптистов находились под официальным запретом и потому проводились небольшими группами по частным домам. Всего тогда насчитывалось около 15 групп, каждая из которых имела несколько мест для собраний (всего более 50 адресов).

Наиболее часто верующие в тот период собирались в домах: Мартына Парфеновича и Серафимы Михайловны Потапенко (ул. Березовского, 41), Ивана Герасимовича Морозова (ул. 11-я Ремесленная, 48), Михаила Карповича Хорощенко (ул.12-я Марьяновская, 94) и др. В те годы, верующие подвергались бесконечным преследованиям со стороны властей, желавших вовсе запретить любое общение христиан.

Одна из групп омских баптистов в 1950-е годы. В первом ряду, в центре- служитель Павел Иванович Рябокляч
Одна из групп омских баптистов в 1950-е годы. В первом ряду, в центре- служитель Павел Иванович Рябокляч
Павел Григорьевич Ковалев (1902-1991), пресвитер крупной группы омских баптистов, узник в 1950-1956 гг.
Павел Григорьевич Ковалев (1902-1991), пресвитер крупной группы омских баптистов, узник в 1950-1956 гг.
Иван Герасимович Морозов
Иван Герасимович Морозов
Михаил Карпович Хорощенко
Михаил Карпович Хорощенко
Группа молодежи Омской общины вместе со служителем Андреем Ильичом Андриенко (в белых бурках), 1950-е годы
Группа молодежи Омской общины вместе со служителем Андреем Ильичом Андриенко (в белых бурках), 1950-е годы
Семья Мартына Парфеновича и Серафимы Михайловны Потапенко (они в центре)
Семья Мартына Парфеновича и Серафимы Михайловны Потапенко (они в центре)
Вера в Бога в СССР обычно рассматривалась как пережиток прошлого.
Вера в Бога в СССР обычно рассматривалась как пережиток прошлого.

Вера в Бога в СССР обычно рассматривалась как пережиток прошлого. Люди с религиозными убеждениями часто упоминались в одном ряду с уголовными преступниками. Однако необыкновенно большое количество жителей Омска и Омской области продолжало исповедовать евангельскую веру, и это делало для властей затруднительным силовое решение проблемы.

Верующие люди были хорошими работниками, ценившимися на советских предприятиях, вместе с тем они тайно собирались по домам, чтобы читать Библию и молиться. И вот в 1964 г. власти пошли на уступки, вынужденно разрешив омским баптистам вновь зарегистрировать свою общину и приобрести молитвенный дом.

В 1964 г. произошло разделение Омских баптистов

Хотя большинство верующих с радостью восприняли это решение, несколько десятков из них к тому времени полностью разуверились в советской власти и не захотели легализовывать свою группу. Так, в 1964 г. произошло болезненное разделение омских баптистов на «регистрированных» и «отделённых».

Решение исполнительного комитета
Решение исполнительного комитета
Первые богослужения в молитвенном доме на 12-й Марьяновской, 83. Проповедует пресвитер Василий Маркович Подвальников (1964 г.)

Первые богослужения в молитвенном доме на 12-й Марьяновской, 83. Проповедует пресвитер Василий Маркович Подвальников (1964 г.)

Членами Омской церкви ЕХБ всегда были не только русские, но и украинцы, немцы, латыши, поляки, армяне, цыгане, казахи и представители других национальностей. Это свидетельствует об интернациональном характере христианской Церкви, частью которой также являются евангельско-баптистские общины.

Группа верующих Омской церкви ЕХБ, конец 1960-х гг.
Группа верующих Омской церкви ЕХБ, конец 1960-х гг.
Немецкая музыкальная группа Омской церкви ЕХБ, начало 1970-х годов

После регистрации Омской церкви ЕХБ в 1960-е и 1970-е гг. в ней избирались и несли пресвитерское служение: Василий Маркович Подвальников, Николай Александрович Кондрашов и Кузьма Гаврилович Хромов. В этот период Омская община ЕХБ, к сожалению, не имела полного мира среди своих членов…

Василий Маркович Подвальников, пресвитер общины в 1964-1966 гг.
Василий Маркович Подвальников, пресвитер общины в 1964-1966 гг.
Николай Александрович Кондрашов, пресвитер общины в 1966-1972 гг.
Николай Александрович Кондрашов, пресвитер общины в 1966-1972 гг.
Кузьма Гаврилович Хромов, пресвитер общины в 1972-1977 гг.
Кузьма Гаврилович Хромов, пресвитер общины в 1972-1977 гг.
Николай Александрович Кондрашов с группой молодежи Омской церкви ЕХБ начало 1970-х годов
Николай Александрович Кондрашов с группой молодежи Омской церкви ЕХБ начало 1970-х годов
В брежневские годы государство проводило в целом более мягкую политику в отношении религиозных объединений в СССР

В брежневские годы государство проводило в целом более мягкую политику в отношении религиозных объединений в СССР. Однако в Омске гонения на верующих не прекращались: товарищеские суды, штрафы, увольнения с работы за религиозные убеждения, давление на служителей церкви, избиение юношей, швыряние камней в окна домов, где пели христиане…

«Омская правда» регулярно публиковала клеветнические статьи о баптистах, за что верующие стали именовать её «Омской неправдой» …

В это непростое время на пресвитерское служение из Тары в Омск был приглашен Кирилл Александрович Сипко, тоже немало претерпевший от советской власти.

Кирилл Александрович Сипко (1925-2002), пресвитер Омской церкви с 1977 по 1990-е гг., многие годы несший служение старшего пресвитера по Омской и Тюменской областям
Кирилл Александрович Сипко (1925-2002), пресвитер Омской церкви с 1977 по 1990-е гг., многие годы несший служение старшего пресвитера по Омской и Тюменской областям
Омские служители во время приезда С.П. Фадюхина (1979)
Омские служители во время приезда С.П. Фадюхина (1979)
Служители Омской области во время приезда В.Е. Логвиненко (1980)
Служители Омской области во время приезда В.Е. Логвиненко (1980)
Молитвенный дом Омской церкви, ул. 12-я Марьяновская, 83, начало 1980-х годов
Молитвенный дом Омской церкви, ул. 12-я Марьяновская, 83, начало 1980-х годов
Из газеты «Омская правда»

В нашу страну пришла долгожданная свобода

Рукоположение Ю.К. Сипко в пресвитеры (1985); в 1989-1994 гг. он был старшим пресвитером по Омской и Тюменской областям

Преследование христиан прекратились в 1985-1986 гг. с началом политики гласности и перестройки в СССР. В 1988 году советское руководство уже приветствовало пышное празднование тысячелетнего юбилея крещения Руси.

Омские верующие видели в этом удивительном событии ответ и на свои молитвы. Пришло время широкой проповеди Евангелия в ещё недавно богоборческой, враждебной к христианству стране.

Одна из пригласительных открыток на евангелизационное собрание (1988)
Одна из пригласительных открыток на евангелизационное собрание (1988)
Юрий Кириллович Сипко, пресвитер Омской церкви в 1985-1993 гг.
Юрий Кириллович Сипко, пресвитер Омской церкви в 1985-1993 гг.
Скромный молитвенный дом на 12-й Марьяновской уже давно не вмещает омских верующих и людей, ищущих Бога…
Скромный молитвенный дом на 12-й Марьяновской уже давно не вмещает омских верующих и людей, ищущих Бога…

Празднование 90-летнего юбилея Омской церкви евангельских христиан- баптистов, 28 июня 1987 года.

Омские верующие никогда не забывали свой старый молитвенный дом на берегу Оми.

С началом перестройки стали молиться о возвращении здания, построенного Г.И. Мазаевым. 

Собрав необходимые архивные документы, пресвитер Кирилл Александрович Сипко неустанно ходатайствовал перед властями. И 19 декабря 1989 г. исполком Омского областного совета народных депутатов восстановил историческую справедливость: здание верующим вернули.

Реставрация молитвенного дома в 1990-1991 гг. и его освящение 12 Января 1992 г.

В первой половине 1990-х годов, в период духовного пробуждения в России, Омск, близкий к географическому центру огромной страны, привлекал к себе внимание известных во всем мире служителей. Во время евангелизационных собраний в те годы к Богу обратились сотни людей. Как гласит христианская мудрость: «Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения…»

(слева): Приезд в Омск руководителя Всемирного союза баптистов д-ра Дентона Лотца, 1992 г. (справа): Знаменитый радиопроповедник Ярл Пейсти с омскими верующими перед евангелизационным сужением, 1993 г.
(слева): Приезд в Омск руководителя Всемирного союза баптистов д-ра Дентона Лотца, 1992 г. (справа): Знаменитый радиопроповедник Ярл Пейсти с омскими верующими перед евангелизационным сужением, 1993 г.
Слева направо: Д-р Дентон Лотц, Василий Ефимович Логвиненко, Иван Григорьевич Шайденко, Кирилл Александрович Сипко, Юрий Кириллович Сипко Христианская молодежь Западной Сибири во время большой евангелизации по р. Оби на теплоходе «Мария Ульянова», 1993 г.
Слева направо: Д-р Дентон Лотц, Василий Ефимович Логвиненко, Иван Григорьевич Шайденко, Кирилл Александрович Сипко, Юрий Кириллович Сипко Христианская молодежь Западной Сибири во время большой евангелизации по р. Оби на теплоходе «Мария Ульянова», 1993 г.